Saturday, January 12, 2013

Мифы,заблуждения и неэффективные установки (Обновлено 20.11.2013)

К сожалению есть много мифов игры на трубе, которые впоследствии влияют на подход к обучению и занятиям на инструменте . Здесь приведены некоторые из них....






- Для того чтобы развить верхний регистр и выдержку (возможно еще другие аспекты игры) нужно переходить на мундштук большего размера.


На чем основывается этот миф ?
На логическом построении - “в большом мундштуке мускулы работают более интенсивно, следовательно прогресс будет больше” . Однако в действительности это может работать только для исполнителей с достаточно хорошо развитой силой и координацией губ. Такие исполнители могут менять размеры и параметры мундштуков - для них это будет влиять только на качество тона (на больших мундштуках тон “больше” и “объемней”) ,но не на регистр-выдержку-четкость атаки.

 Для исполнителей развивающихся и особенно для начинающих - это большая вероятность постепенного заигрывания губ, хронического утомления, отсутствия выдержки и срывов.

 Тем более мундштуки большого размера не исправляют проблемы с эффективной позицией губы, скорее разрушают недостаточно развитую (и тем более совсем слабую) позицию.

Чтобы играть верхние ноты, достаточно их предслышать.

Если бы всё было так просто, мы с вами наблюдали бы вокруг массу виртуозов и трубачей без технических проблем. Одного предслышания недостаточно для точного исполнения. Должна работать вместе связка - технический навык (отработанный рефлекс) + предслышание + знание своих реальных возможностей. 



Верхние ноты это показатель профессионализма и правильного амбушура.



При должном упорстве и постоянных занятиях можно брать высокие ноты вплоть до пределов до (четвертой октавы) . Другой вопрос как чувствуются эти ноты, и динамичен ли амбушур для их исполнения. Поясню - динамичный  - вы можете подняться с комфортом до этой верхней ноты и так же спустится вниз по регистру без прерываний , или если ноты с атакой - то все они будут аккуратно сыграны без срывов.  

 “Действительный верхний порог диапазона”  это та нота, которую вы можете играть спокойно с атакой - “спеть” ее как длинную ноту и отметить языком атаку четвертями . Если это соль второй октавы - то это уже очень неплохой результат. Как правило от соль2 с нарушением техники (перенапрягая губы) можно поднятся верхней до (до3) возможно и выше ,но как правило после этого придется несколько дней/недель/ ждать пока восстановится координация и сила губ настолько ,чтобы можно было снова играть эти высокие ноты. C возрастом процесс восстановления проходит более медленно .



 
 Чтобы развить амбушур ,нужно играть много длинных нот.


Игра длинных нот может в некоторой степени улучшить качество тона, прибавить регистр, выдержку, почувствовать дыхание . Здесь важна пропорция  затраченного времени и улучшения. Просто играть длинные ноты без понимания - приведет к большим затратам  времени и лимитированным результатам. При игре длинных нот очень трудно понять движение с ноты на ноту в разных регистрах. Это можно делать интуитивно-подсознательно слушая качество звучания, но трудно сохранить четкие стабильные результаты. Если игра длинных нот приводится как фундамент обучения и прогресса - то рассмотрим негативную сторону подобного подхода .

Это как правило долгие часы игры длинных нот в попытке набрать или сохранить форму (главные аспекты формы - качество тона, регистр, выдержка) . Форма в таком случае нестабильна и зависит от времени проведенных занятий . Занятия условно разделяются на игру длинных нот (как фундамент) техники и музыкальную часть. При таком подходе ,чтобы достигнуть более высокого уровня игры приходится затрачивать огромное количество времени . Но ведь вся жизнь не состоит из игры на трубе, не так ли ? Правильно выполненная разминка техник БЕ разогревает аппарат за 15-20 минут.


 
       Чтобы научиться играть, нужно играть классическую музыку . 


 Это полезный совет, однако из-за формулировки может быть интерпретирован неверно .

 Классическая музыка требует точного исполнения музыкального материала - инструменталист является звеном (интерпретатором) в донесении музыкальной идеи композитора до публики . Однако максимальное качество звучания требуется во всех других направлениях музыки (джаз-эстрада, авангард, альтернативная, new-age, латина и много других) . Качество определяется требованием исполнителя к своей игре намного более чем стилем музыки .

Для музыкантов с уклоном в импровизационную музыку действуют общие требования качества звучания (аккуратная атака, строй, выдержка, тембр итп) - в этом случае из классической музыки могут быть полезными классические этюды. 

 Как вывод - изменим формулировку вопроса на более понятную. Чтобы улучшить технику можно играть классическую музыку при желании, хорошо помогут классические этюды соответственные по сложности на данном этапе развития.


Неэффективные установки 


"Не двигайте губами при игре / Не двигайте губами при передвижении с ноты на ноту или по регистрам" 

 При подобной установке амбушур старается удерживать определённую "маску" мускулов и мышцы быстро устают. Далее  типичные проблемы - дополнительный прижим и.т.п. Для меня подобная противоречивая установка выглядит так "поднимите гантелю не сжимая ваш бицепс" . Губы двигаются - поэтому амбушур имеет возможность переключать звуки и перемещаться по регистрам. 


"Дуйте быстрее воздух"

Это одна из самых популярных мантр в педагогике для духовых инструментов. Она работает при относительном балансе. Если позиция неразвита или проблемы с амбушуром - воздушная струя просто форсируется и верхние ноты играются с перенапряжением, быстро приближаясь к границе возможностей.

"Поднимайте язык при перемещении по регистру вверх" 

Иногда - отчасти это работает, но может появлятся спазм мускулов языка (как сейчас я понимаю всё просто - на язык возлагается непропорционально сильная нагрузка из-за того, что губы сжимают воздушную струю неэффективно". Здесь подменяются понятия. Язык не является тем "главным" фактором, который перемещает звук по регистру.

"Напор ! Напор ! Больше воздуха ! Дуй со всей силы ! "

Не нужно быть учителем по трубе, чтобы применять эту формулировку. Если у трубача проблемы с эффективной позицией, верхними нотами, то достаточно подойти и :посоветовать" "...тебе надо побольше да посильнее дуть, тогда всё получится". 

Эта формулировка работает когда процесс занятий идёт правильно и нет зажимов амбушура. При проблемах с позицией и  такая установка действует прямо противоположно ! и усугубляет проблемы, быстро приводя мускулы до онемения.